050704 «Дошкольное образование»
Срок обучения:
очная на базе 9 классов – 2 года 10 месяцев.
очная на базе 11 классов – 1 год 10 месяцев.
Квалификация выпускника – воспитатель детей дошкольного возраста.
Специальность «Дошкольное образование» становится все более популярной за счет того, что на бирже труда в данный момент достаточно вакансий для педагогов дошкольных учреждений, воспитателей и нянь, которые прошли специальный учебный курс и обладают навыками работами с детьми младшего возраста. Профессия воспитателя основана на гуманном отношении к детям, аккуратности и терпении, именно поэтому будущий специалист, выбравший данную профессию должен понимать всю возлагаемую на него ответственность и обладать соответствующими навыками и знаниями.
Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по развитию речи, навыков устного счета, чтению, рисованию, лепке, природоведению. Развивает у детей внимание, память, мышление, сообразительность, инициативность, навыки общения. Знакомит с этическими и эстетическими нормами поведения в обществе. Организует времяпрепровождение детей: игры, ежедневную прогулку, другие мероприятия в соответствии с режимом дня. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей.
Область профессиональной деятельности выпускников по специальности 050704 «Дошкольное образование» включает следующие виды деятельности:
- Воспитательно – образовательная деятельность;
- социально-педагогическая деятельность;
- методическая деятельность.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- задачи, содержание, методы, средства и формы организации процессов развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста в ДОО и в семье;
- задачи, содержание, методы, средства и формы организации процессов взаимодействия с коллегами, с родителями дошкольников (законными представителями) и социальными партнёрами с целью реализации образовательных программ дошкольного образования;
- методическое обеспечение педагогического процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Виды профессиональной деятельности выпускников :
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
- Организация различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, музыкальной) и общения детей.
- Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования (методика развития речи ребенка, методика математического развития, методика экологического образования и др.).
- Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
- Методическое обеспечение образовательного процесса.
Студенты данной специальности учатся:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Уметь применять в своей профессиональной деятельности основные документы о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям, нормативные документы по вопросам развития, воспитания и обучения дошкольников.
Уметь определять цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе и осуществлять целостный педагогический процесс в дошкольной образовательной организации в соответствии образовательными программами дошкольного образования;
Уметь взаимодействовать с дошкольниками, осуществлять личностно- ориентированный подход в работе с детьми раннего и дошкольного возраста на основе изучения, анализа уровня обученности и воспитанности ребенка;
Быть готовым применять основы детской психологии с целью развития каждого ребёнка и оказания ему содействия, для создания благоприятной психологической атмосферы в общении как условия успешного развития ребенка раннего и дошкольного возраста;
Быть готовым применять знания особенностей анатомии и физиологии дошкольника в организации комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья дошкольников, укрепление здоровья дошкольников, требований к обеспечению санитарно-гигиенических условий педагогического процесса; осуществлять профилактику травматизма.
Быть готовым к обеспечению выполнения установленного режима дня и расписания занятий в ДОО; организовывать содержательную жизнь детей в дошкольной образовательной организации.
Уметь проектировать, осуществлять и анализировать целостный педагогический процесс в дошкольной образовательной организации на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, воспитанности и обученности детей дошкольного возраста.
Быть готовым руководить разными видами деятельности дошкольников; владеть умениями в области тех видов деятельности, которым педагог обучает дошкольников; уметь применять методику их развития для обеспечения достижения поставленных целей по развитию, воспитанию и образованию дошкольников;
Уметь взаимодействовать с родителями и оказывать им консультативную помощь по вопросам педагогики, психологии и методики воспитания детей дошкольного возраста в семье, по защите интересов и прав детей и семьи, полноценной социализации детей.
Быть готовым к сотрудничеству с родителями, применяя разные формы и методы работы ДОО с семьей.
Быть готовым к оказанию содействия специалистам в области коррекционной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии.
Уметь работать с методической документацией ДОО и нормативно-правовыми документами в области дошкольного образования и воспитания;
Быть способным к разработке методического материала (составлять календарно-тематические планы, планы занятий и др.) на основе образовательного стандарта дошкольного образования и воспитания и учебно-методической литературы; уметь правильно их оформлять, уметь проектировать развитие личности дошкольника и воспитательно- образовательной деятельности с детьми на основе анализа достигнутых результатов;
Уметь создавать предметно-развивающую среду для детей дошкольного возраста, уметь преобразовать информацию об окружающем мире в доступную дошкольникам форму;
Уметь систематизировать, оценивать и применять в собственной педагогической деятельности новые технологии и педагогический опыт в области дошкольного образования и воспитания, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, уметь пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
Выпускники данной специальности могут работать:
- Воспитатель дошкольного образования
- Педагог-организатор
- Педагог дополнительного образования
- Воспитатель
Личные качества:
Для успешного овладения профессией человек должен быть внимательным, ответственным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Желательно иметь хорошую память, внимание, высокие коммуникативные способности. Нужны общая культура. и эрудированность, грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом. Также необходимы стрессойчивость, умение контролировать свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими нагрузками, однако протекает в условиях постоянного психоэмоционального напряжения.